|
ак известно, машины бывают разные, и зависит это от многих факторов, и даже не беря в расчет такие отличительные признаки, как марку, модель, тип транспортного средства, признаков, по которым автомобили отличаются друг от друга, наберется также внутри одного модельного ряда… Что поделать, такова особенность отечественного автопрома, к коему и относится машинка под названием НИВА, к которой, в свою очередь, относимся все мы. Относимся, надо сказать, по разному. Кто-то души в ней не чает, кто-то просто любит, а кто-то, скрипя зубами, терпит… Один гоняет её в хвост и в гриву, не вылезая из говен, другой сдувает с неё пылинки и моет через день… Бывают, конечно, и смешанные случаи, а вообще, нивоводов столь же много разных, как и самих Нив, ну да не об этом разговор… В Ниве есть кое-что одно, что роднит все без исключения Нивы и всех без исключения Нивоводов, независимо от… - Нива ломается. Это факт. Довольно часто. Это тоже факт. А еще в ней есть куча поломок, которые произойдут обязательно, рано или поздно, но их не миновать, ну никак, такая уж у нас и наших машин судьба, наверное… Я не знаю, как вы ремонтируете свои машинки, сами или на сервисе, а может у друзей. Я не знаю, насколько вы обеспечены, я могу говорить только про себя, и вот с этой своей колокольни хочу поделиться историей, можно сказать, эпопеей по ремонту всеми нами любимой коробки передач. Классика, скажете вы, и будете правы, однако, для меня это было впервые и принесло с собой много нового, в достаточно широком смысле этого слова… Однажды в солнечный летний день в августе месяце года 2006 от рождества Христова я стоял, припарковавшись носом к бордюру, и ждал девушку, с которой намеревался провести романтичное свидание часок спустя. Настроение было хорошее, благодушное и предвкушающее… В голове робко и не очень витали мысли и фантазии самого что ни на есть романтического характера, а пришедшаяся под настроение музыка, как нельзя кстати, дополняла атмосферу… И вот появилась она… Она прошла ко мне через площадь, придерживая развеваемый ветром шефон и приветливо улыбаясь… Настроение стремительно приближалось к состоянию легкой эйфории. Я вышел, встретил ее, обменялись обычными чепуховыми фразами, сели в машину и поехали… Хм… Ну…, не совсем поехали… Нейтралка, мотор, сцепление, задняя передача, сцепление, газ, сцепление, тормоз, руль влево, первая передача, сцепление, газ, скрежет, хруст, тишина… «Хм…», - подумал я в недоумении, - «Что бы это могло быть? Может глюк какой?» Ладно, попробуем еще раз… Сделав выражение лица: «всё фигня, сейчас поедем», завёл двигатель, тронулся. Ага, щаззз… Дикий скрежет, хруст, вибрация - никуда мы нифига не едем. Чувствуется, что где-то что-то клинит и явно сломалось… Тааак… Приехали… Свидание пошло, сами знаете куда, да еще и родителей нужно как-то с дачи вечером забирать… Похрустев взад-вперед еще минут пять и придя к пониманию, что дальше машинка не поедет, девушка была отправлена домой, а я в задумчивости и одиночестве начал думать думу, заползать под машину и прикидывать, чтобы это могло быть. По здравым рассуждениям и отсутствию внешних повреждений чего бы то ни было, за исключением треснувшей противотуманки, а также с учетом того, что двигатель работает, как часы, было сделано предположение, что пришел-таки кирдык коробке. Кстати говоря, к тому моменту она прошла шестьдесят три тысячи без нареканий, за исключением того, что третья передача последнее время втыкалась с хрустом. Стал прикидывать, что я знаю об устройстве коробки передач. Оказалось, что мало знаю, но решил из-за этого не отчаиваться и продолжить попытки доехать до гаража самому, ибо быть эвакуированным ну никак не хотелось, а затаскивать недвижимую машину в гараж - и подавно, ибо в одиночку эта задача переходила в разряд невыполнимых. «Так»,- думал я, - «с какой передачи реально тронуться с места? Со второй. Ага, пробуем… Нифига… А если понижайку включить? Оооо! Тогда можно тронуться хоть с четвертой!» Поработав мешалкой, туды-сюды, к моему великому счастью, оказалось, что можно, хоть и плохо, ехать назад и более-менее сносно вперед на третьей пониженной! Ура!!! А теперь поехали потихоньку… Хм… Вы пробовали когда-нибудь проехать по городу десять километров, используя только третью пониженную, оглашая окрестности сочным хрустом и выслушивая всё, что о тебе сигналят соучастники дорожного движения? Не пробовали? И не надо! Захрустев машину в гараж и немного успокоившись, что одной проблемой стало меньше, поехал на своих двоих за тридевять земель за родителями на дачу, предвкушая, как вся сельхозпродукция, что должна была быть увезена на машине, будет нагружена на меня… Диалог с родителями по поводу, почему я пешком, описывать не буду, думаю, и так всё ясно. По приезду домой в действие вступила фаза активного штудирования FAQ'а на соответствующую тематику. Забегая вперед, хочу сказать большое человеческое спасибо и выразить уважение создателям статьи про переборку КПП, бесценное практическое пособие, без которого было бы намного сложнее. Итак, заставив принтер вспомнить, для чего он собственно предназначен (собирать пыль на полке не в счет), и распечатав пачку «чего и как», лёг спать, ибо уже наступило завтра. На утро допечатал то, что не успел накануне, и вооружившись грязной одеждой, статьями из FAQ’а и энтузиазмом выдвинулся в расположение гаража… Отдельно несколько слов о гараже. Он у меня достаточно скромных размеров, что означает, когда машина внутри по бокам остаются проходы метрового размера, которые, естественно, захламлены всякой фигней, начиная от стройматериалов, заканчивая газовой плитой и лысой резиной. Тесно. Ямы нет. Вместо ямы – у самых ворот люк в подвал метр на метр с ведущей вниз крутой металлической приставной лестницей. Ага, вы правы, чтобы добраться до коробки нужно накатить машину так, чтобы коробка была прямо над этой дыркой в подвал. Ну ничего, мы опытные, и хитрые к тому же… После окончания работ наверху берем с собой в подвал весь инструмент, ставим упоры там, где должны остановиться колёса, залезаем в подвал и накатываем машину (представили, как это выглядит?) до нужной позиции… Всё, пути к отступлению отрезаны, выход из подвала блокирован, можно снимать коробку… Блин! Ёкарный бабай! Ёшкин кот! Забыл торцевые головки наверху… Поскольку машина тяжелая и катать её по гаражу из подвала – удовольствие еще то, принято решение заняться художественной гимнастикой и вылезти на свободу прямо так, как есть, то есть путем пролезания под водительским порогом… Ага, представили, что это за эквилибризм? То-то же… Камасутра отдыхает, йога тоже… Клятвенно заверив себя, что больше наружу ни-ни, и перебрав в уме всё, что может понадобиться внизу, чтобы захватить, спускаемся вниз… Уффф… Оказывается, спуститься, пролезая под порогом сложнее, чем подняться тем же путем. К слову сказать, я потом еще раза три вылезал наружу за забытыми или находящимися в недосягаемости нужными причиндалами… Что нужно, чтобы снизу снять коробку? Ага, открутить два кардана от раздатки, потом открутить раздатку, это для начала… Ну, поехали… Две гайки из четырех заднего кардана пришлось откручивать зубилом, ибо метал на гранях гайки почемуто возомнил себя пластилином. Теперь передний кардан,- а вот и не тут-то было,- к одной гайке не подлезть, нужно прокрутить кардан. А как, ведь колёса заблокированы?… Домкрат – и никаких проблем. Еще две гайки, открученные зубилом,- и раздатку можно снимать. Снимаю я, значит, раздатку и кажется мне, что что-то неправильно… Чего-то не хватает… Вдруг на периферии сознания слышится внутренний голос: «Дубина, а бублик кто откручивать будет?!» Согласившись по всем позициям с внутренним голосом, начинаем откручивать бублик, но ни тут-то было, стянуть-то я его не стянул хомутом. На помощь пришла монтажка, и процесс пошел. Удержать сорокакилограммовую железяку на вытянутых руках я даже не пытался, поэтому под раздатку был подставлен телескопический домкрат, с которого раздатка очень элегантно плюхнулась на пол, после того как домкрат максимально укоротился и был выбит из под тела. Кстати, вытащить раздатку из под стоящей машины невозможно, нужно домкратить, это так, к слову. Ну да ладно, ближе к делу. Извлек коробку, почистил, как мог, вскрыл нижнюю крышку и… Промежуточный вал там, где он входит в зацепление с шестернёй первой передачи, – срезано четыре зуба оного вала… Класс… Пока разобрал до винтика КПП, то да сё, наступил вечер. Покупку запчастей было решено отложить назавтра, ввиду того что магазины уже позакрывались. На следующий день я, отмытый и бодрый, вооружившись несколькими килограммами того, что по моему мнению подлежало замене (для образца, я же чайник), я отправился магазин. Замене по моему мнению подлежало: синхронизаторы - все, вилки передач - все, промежуточный вал, сальники, зачем-то шестерня первой передачи, подшипники промвала, поломанное пружинное кольцо подшипника первичного вала, прокладки, масло, ремкомплект хвостовика (гайка, шайба, кольцо). Купил. Заодно ведомый диск сцепления и выжимной. Потом с удвоившимся количеством железяк поехал в другой магазин докупать то, чего не оказалось в первом… К обеду добрался-таки до гаража и начал собирать агрегат. Вот тут-то и начались сюрпризы… Для начала пришлось играть в игру «подбери синхронизатор к муфте»... Ладно, поиграл, выиграл… Потом я понял, кто я такой, когда осознал необходимость замены подшипника первичного вала (лучше бы старый оставил) и подшипников из задней крышки коробки. Ну что делать, закрыл гараж и как есть поплелся в ближайший магазин. Вот уж правда говорят, что встречают по одежке… Когда я прихожу в магазин при костюме со мной общаются гораздо подругому, однако… Купив подшипники, продолжил собирать "Лего" для взрослых... Дособирался до того, что новая вилка пятой передачи клинила одноименный шток. А-а, чтоб тебя подняло и об пол треснуло! Запчасти классные, ё-моё… А уже опять вечер и магазины уже закрылись. Домой - мыться, ужин, спать. Третий день прошел под знаком покупки пятой вилки и собирания машины. То, как я корячился, устанавливая сначала коробку, а потом раздатку в совершенно непредназначенных для этого позах и условиях, даже вспоминать не хочется, но тем не менее на следующий день машинка поехала! Ура!!! Окрыленный радостью обретения подвижности машиной, я всеми фибрами организма впитывал сладостную негу вновь работающих синхронизаторов! И счастье длилось ровно три дня и пятьсот километров. А потом рассыпался сепаратор нового подшипника первичного вала… И всё по новой… Разбирая второй раз коробку с досады поменял поизносившиеся, но оставленные первый раз шестеренки передач (кроме пятой), все муфты, новый подшипник с заднего хода (проворачивался в посадочном гнезде, собака), первичный вал. В этот раз из купленных запчастей лишь большая шестерня заднего хода наотрез отказалась надеваться на вал, пришлось опять идти в магазин. Во второй раз процесс занял на день меньше времени и проходил значительно проще… Подводя резюме, можно сказать, что неделя отпуска пролетела просто-таки незаметно… Получено море эмоций, приобретен хороший опыт, познана очередная толика действительности…
На Ваше обозрение представила Leona
|